"Ребята, давайте жить дружно" — очень хороший, но наивный призыв. В жизни же американцы задирают нос перед мексиканцами, немцы сочиняют анекдоты про поляков, а поляки недолюбливают русских. Среди способов выплеснуть накопившееся раздражение свое место уверенно заняли компьютерные войны. И зачастую вместо абстрактных монстров производители предлагают выбирать противников по национальному признаку.
В апреле несколько сотен россиян готовились к войне с Польшей: проверяли друг
друга на политсознательность ("«Тараса Бульбу смотрел?»"), выбрали командиров, тренировались и даже взяли отпуска, что-бы одержать быструю и безоговорочную победу над ляхами. К моменту выхода этого номера начнутся бои. Наши будут рубить, резать, топтать, расстреливать, сжигать заживо и скармливать цепным хищни кам поляков — и наоборот. Победителей наградят. Поляков — крыльями, традиционными для польских гусар, русских — шлемами с инкрустацией. Хотя тут не до ордена, была бы Родина. Организаторы конфликта (а у любой войны есть свои менеджеры) давят на патриотизм: "Покажем польским панам силушку русскую!" Горячая точка появилась в онлайн-игре Age of Conan на сервере с имперским названием Two Eagles. Сервер открыли 30 апреля для "мотивированного противостояния между польскими и российскими игроками", то есть буквально как площадку для межнациональной розни. Вместо опасного слова "геноцид" российский издатель 1С использует обтекаемые формулировки и сравнивает происходящее на Two Eagles с международным спортивным турниром. Русские игроки, судя по блогам и форумам, шифровку поняли. "Будем поляков е…ть!" — радуется некий сексуально активный гражданин. "Хороший поляк — мертвый поляк!" — соглашается другой. "Для успеха нужна четкая организация и прозрачность с минимально возможной демократией и демагогией", — вспоминает законы военного времени третий. Смайлов они не ставят. Бить поляков собрались всерьез. Age of Conan — это такой "Титаник" от онлайн-игр. Разработана норвежской студией Funcom на основе фэнтезийных романов Роберта Говарда (архивный боевик "Конан-варвар" — часть того же бренда). Выглядит как высокобюджетный и довольно похабный аттракцион для взрослых: полуголые девы, мускулистые варвары, многозначительные длинные мечи, неоправданная жестокость — декапитации, расчленения, капли крови забрызгивают экран… Age of Conan щедро и умело рекламировали, и летом 2008 года было продано больше миллиона копий. Но для онлайновой игры важны не продажи, а число подписчиков, которые продолжают вносить ренту. Так вот, сейчас Age of Conan медленно тонет, осталось меньше 100 000 абонентов — на два порядка меньше, чем у главного конкурента, World of Warcraft. Игра по-своему зрелищная — но какая же однообразная! Исход игроков продолжается, и Funcom пытается спасти Age of Conan за счет новых рынков: переводит на другие языки, отчаянно старается растормошить покупателей. Страшен градус этого отчаянья. Идея столкнуть в игре россиян и поляков пришла неизвестному норвежскому криэйтору, вероятно, за чтением учебника истории, и вряд ли можно назвать ее светлой. Это пиар на грани фола и уж точно за пределами этических норм; cайт russiavspoland.ru с рекламой конфликта вполне можно закрыть за одно только название; еще чуть-чуть, и статью о "войне" пришлось бы не писать, а шить. Но страшнее другое. Многим эта попытка нравится. В основном на фронт собираются хардкор-игроки, то есть ветераны Age of Conan, которые к битве с поляками относятся как к необычному игровому ивенту. Но есть — см. форумы — и те, кто без колебаний превратит игру в трибьют фильму "Россия 88". Эти знают, что маленькая победоносная война придумана, чтобы отвлечь внимание от реальных проблем. Что Age of Conan — в целом никакое развлечение. И все-таки они готовы провести у компьютеров праздники и отпуска, чтобы сообща отмудохать нескольких граждан другой страны. Пока — в онлайне, потом — как пойдет. А че? Есть повод.