Вообще я уже знаю, что сравнивать Bad Company 2 и Modern Warfare 2 cчитается тоном дурным. Мол, надоело дико, и вообще — игры совершенно разные. Но НЕ проводить параллели — признак профанства. Поэтому извиняйте, кидайте тухлые помидоры или переставайте читать, но избавиться от сравнений у меня не получится.
Но хватит предисловий. Начнем уже, а то опять затянем разговор.
Первое чем игра удивляет, это тем, что мы внезапно оказываемся на Второй мировой. Да еще и в Японии, да еще довольно так необычно — в составе диверсионного отряда. И сразу же тут начинаются модные нынче кинематографические сценки, интерактивные эпизоды, а также очень много заставок.
Дальше их будет только больше. Минут пятнадцать-двадцать стреляем, а потом пялимся в экран и следим за тем, что делает наш герой и его товарищи. И сначала это кажется весьма приятной штучкой. Вроде бы и сюжет двигается вперед, и красиво иногда, да и просто отдых от беспощадной стрельбы.
Но вот вспомним Modern Warfare 2. Сколько там было заставок? Сложно припомнить хоть одну. Ибо все что происходило, будь то взрыв ядерной ракеты, уничтожение Вашингтона или спасение с разрушающегося острова-тюрьмы, это все случалось в игре. Мы видели это глазами героя, участвовали в процессе. А потому и поражались всему. Ведь это происходит с нами, ведь это именно мы сначала привязываем страховочный трос, а потом медленно спускаемся по скале и режем часового.
А в Bad Company 2 стоит чему-то случиться, как сразу нас отделяют от героя. Мол, ты, игрок, наблюдай — все это уже не твое дело. И что здесь происходит — тебя не касается.
Вот перебить пару сотен противников, дабы спасти вертолетчика — наша задача. Но стоит нам войти в ангар, где его держат, как сразу же появляются черные полоски сверху и снизу экрана, и за дальнейшим поединком мы просто уже наблюдаем. Разве это запомнится? Нет. Никогда. А последний бой в Modern Warfare 2, когда нам надо было кинуть нож — в памяти останется. Пускай, во-первых, он шаблонный, а во-вторых, и проиграть там невозможно.
И ведь нельзя сказать, что разработчики Bad Company 2 специально решили отделять игрока от героя. Мол, заставки — это тонкий расчет, а не пережиток прошлого. Вспомните, например, последний прыжок с парашюта, когда нам надо в полете застрелить Главного Злыдня. Ведь сразу иные ощущения появляются, что-то свеженькое, не заезженное. А ведь этот эпизод очень характерен для Modern Warfare 2. Там таких — десятки.
А здесь, к сожалению, жутко не хватает чего-то новаторского, необычного, свежего. Вспоминается разве что отличный эпизод, когда мы можем замерзнуть в снежную бурю. Да и, собственно, само начало игры.
Вот потому лично на меня Bad Company 2 не оказала сильного впечатления. Мы еще не говорили конкретно о геймплее, но вот сейчас припоминаю и игру, и как-то все воспоминания довольно ровные. А после прохождения Modern Warfare, как первого так и второго, хотелось сразу что-то обсудить. Сказать на форуме: «А как мы на крыше сигнальные огни зажигали! А как в космосе, да? А уж подводный десант!».
Площадь, не коридор
Но все это, так сказать, оформление игры. Мелкие радости, которые задают тон общему впечатлению, но на сам игровой процесс влияют не сильно. В том же Modern Warfare 2 после любого захватывающего события, будь то пресловутый взрыв в космосе или же автоматная очередь по машине, в которой мы сидели, шли просто чертовски однотипные поединки против квадриллионов триллиардов одинаковых противников. Я уж и не припомню, где бы мы видели столь же банальный и порой даже скучный тир. Особенно радовали мгновения, когда распахивались окна у тебя за спиной. Ты идешь вперед, вроде всех убил, а тут раз — автоматная очередь и вежливое предложение начать с последнего сохранения.
Главная беда абсолютного большинства современных боевиков — это узкие коридоры и тысячи врагов. Игра в Рэмбо, ей-богу. Надо лишь прятаться да стрелять. Разработчики же столь вежливы, что все решили за нас. И как идти, и как убивать, и где даже прятаться.
И потому мне очень понравилось, как подошли EA к проектированию уровней для Bad Company 2. Здесь, в принципе тоже коридор. Но при этом — реально очень широкий. И при этом под завязку заставленный всякими предметами, которые можно обходить, разрушать, просто не замечать и так далее.
Вот, допустим, гуляли мы по джунглям, радовались встречам с весельчаками в ковбойских шляпах, как откуда-то начал предательски бить пулемет. Нам надо идти вперед, но улица отлично простреливается. Если первая пуля попадет точно в нас, то мы замедлимся и потом погибнем.
Как решить проблему? Можно, например, таки выскочить вперед, сразу же метнуть гранату в сторону пулемета и сесть за первое же ограждение. Взрыв, враги на секунду замешкались, мы делаем еще три-четыре шага, очередная граната и снова прячемся. Если повезет, таки всех взорвем. Ну, или же вылезем и точным выстрелом положим пулеметчика.
При этом можно поступить иначе. Пробегаем мимо пулемета, ломаем дверь в первом же доме, убиваем «домочадцев» и уже из окна начинаем палить по пулеметчику.
Можно после того как забежали в дом, сделать там вторую дыру, проскочить улицу, зайти в следующее здание, пройти несколько метров и оказаться за спиной у пулеметчика.
Есть возможность обойти справа, пробиться в очередной дом и ударить врагу с фланга. Но, думаю, и перечисленных возможностей хватит.
Благодаря разрушаемому окружению, и наличию в большом количестве этого самого окружения, здесь можно выдумывать по 4-5 вариантов прохождения. Не абсолютно везде, конечно, но очень уж во многих ситуациях.
Да и просто здорово сражаться, когда сознаешь, что вокруг не декорации, и что если есть какой-то дом, то мы обязательно можем в него попасть. И когда проходишь Bad Company 2 на высокой сложности, то становишься очень к этому внимателен. Если видишь, что неподалеку работают снайперы, то не побежишь через всю улицу, а проломишь дверь, залезешь на второй этаж и оттуда прикончишь гадов.
Впрочем, если захотите — то и через улицу пробежать можно, потом залезть на позицию стрелка и прирезать его. Самое классное, что здесь нет единственного правильного решения.
Так что в чисто геймплейном аспекте, мне кажется, что Bad Company 2 гораздо продуманнее и увлекательнее Modern Warfare 2. Ибо коридоры уже просто осточертели. Ну сколько же можно их использовать?..
Приключения в одиночестве
Ну и чтобы уже поставить точку в рецензировании кампании несколько слов о сюжете. Потенциально — здесь неплохая идейка. Как в фильмах. Сначала показывают прошлое, а потом как это отразилось на истории современной. Именно поэтому мы и оказываемся в Японии. Сначала это не совсем понятно, и думаешь, что разработчики решили просто подшутить над нами.
Ну а дальше опять русская угроза, заговор и мир в опасности. Если не мы — то всем конец. И тут у Bad Company 2 есть одно достоинство в сравнении с другими играми. Перед нами настоящее приключение. Есть один отряд, который отправился на сравнительно спокойную операцию, ну а потом — началось. Одна передряга за другой, новые знакомые, спасение товарищей.
Как в хорошем приключенческом фильме. Мы видим все действия героев, заставки отлично связывают уровни между собой. Ну и сценаристы даже постарались как-то изменять характеры по ходу представления. Хотя, конечно, вышло и не особо.
Мне напомнило это последний «Обитель зла». Там тоже было именно приключение. Но вспомните, насколько хуже смотрелся Resident Evil V, если вы играли в одиночку. Вот и Bad Company 2 нужен кооператив. И он ведь и должен был быть. Но, увы. Мы остались 1 на 1 с компьютерными персонажами. А это очень сильно сказалось на общем впечатлении. Вот переработай кампанию хотя бы для троих пользователей, сделай больше интерактивности и позволь немного отыгрывать роль в группе (как в Borderlands, где есть снайперы, солдаты), и тогда проект стал бы на голову выше любых боевиков.
Пока же в плане кампании он неплох, местами интереснее конкурентов, местами им уступает. Но он все еще вписывается в рамки. И спустя несколько месяцев станет всего лишь «одним из...».
Поймались в сети
Но Bad Company 2 относится к тому разряду игр, которые состоят из двух самостоятельных частей: однопользовательской и, соответственно, многопользовательской. Причем одна совершенно не влияет на другую. И поскольку кампанию мы уже разобрали, то поговорим о мультиплеере.
Подрожать серии Battlefield пытались уже много раз. Мы помним и смешную игрушку Frontlines: Fuel of War, где русские бегали в шапках ушанках, а логика была парализована и прикована к постели. Помним и Quake, который вдруг стал глобальным. Много разных проектов было, но никому так и не удалось стать лучше.
И Bad Company 2 вновь доказывает, что «бэтэлфилдный» мультиплеер лучше всего получается у... Battlefield.
Общая суть прежняя. Две команды на огромной карте при помощи разных классов и техники стараются побить друг друга. При этом в отличие от всех боевиков по типу Counter-Strike, сражения здесь реально эпичные и простой deathmatch, где каждый за себя здесь не существует (хотя командный — уже появился).
В Bad Company 2 три режима. Первый «Натиск». Пожалуй, наиболее «бтлфилдный» из всех.
На карте обозначено несколько точек, которые надо захватывать и потом контролировать. Причем когда одна из них становится вашей, там можно воскрешаться. Это упрощает защиту.
Второй режим — «Штурм». Он был в бета-версии и о нем мы уже говорили. Но повторюсь. Одна команда защищает точки, вторая их захватывает. Причем если одна позиция взята, линия фронта смещается и так до последних двух точек. Потом команды меняются сторонами.
И последний, третий режим — это «Уничтожение». Командный бой... сразу четырех команд. Что-то новенькое. Однако же не очень уж сильно отличается от обычных team deathmatch. Ведь смысл прост — надо просто убить всех. Только ваша группа меньше, чем общее число врагов.
Но это сухое описание. Оно не передает настроения или, как чаще говорят, атмосферы Battlefield. А ведь именно это — самое главное. Именно это и уводит игроков из Modern Warfare 2 и тащит их в Bad Company 2.
Главное здесь — это глобальное командное взаимодействие, когда несколько отрядов вместе прорываются от одной точки к другой, используют сразу всю технику и не забывают, какой класс для чего создан.
Стандартная ситуация. Мы атакуем первую позицию. Красивая карта, осень, все желтое, а враг сидит на крохотном полуострове. Практически со всех сторон вода, зданий совсем немного, но зато вся территория — один маленький холм.
Вроде бы врагу не очень удобно защищать эту точку, но ведь и нападать на нее проблема. Просто добежать своим ходом — крайне сложно. Нас сразу заметят и прибьют. Снайперы же не просто так пришли, им только дай цель, несущуюся по ровной дорожке. Поэтому как поступить? Наши команды решают пойти двумя путями. Одни садятся на вертолет, другие пойдут по воде. На катерах, то есть. Сразу просим снайперов прикрыть нас. Они должны сесть на горку и начать выстегивать тех, кто тянется к стационарным пушкам.
Вроде все решено, игроки поняли, кто чем занимается. Мы выдвигаемся. Наш отряд из четырех человек запрыгивает в вертолет. Причем благо — все неплохие пилоты. И если какой-нибудь особо хитрорукий снайпер застрелит красавчика у штурвала, то его сразу же заменит другой.
Мы решили сначала не десантироваться. Наша задача — мощная огневая поддержка наступающих сил. Кружим над полуостровом и с двух пулеметов обстреливаем точки, не даем спокойно жить снайперам, просто поливаем всю горку пулями.
При этом товарищи сразу на четырех лодках несутся к точкам, кого-то сносит вражеская пуля, и только видно, как его тело отлетает, когда катер все еще рвется в бой. Другие же удачно добираются до места, но теперь им предстоит еще залезть наверх, но к ним уже летят гранаты, а потому один за одним союзники отправляются к точке воскрешения.
У нас же дела продвигаются не особо успешно. По вертолету, как по главной угрозе, бьют все, кому не лень. Один из пулеметчиков уже умер и упал на полуостров, второй все никак не может попасть по противнику. Летать еще секунд пятнадцать, а потому единственное решение — идти на таран. Наклоняю вертолет ровно к точке, и на всей скорости несемся к ней. За секунду до столкновения выпрыгиваем, раскрываем парашюты и бежим ставить заряд. Упавший вертолет убивает всех противников, что были рядом, поднимается дым, ничего не видно, но кто-то из союзников успевает активировать взрывное устройство. Теперь надо защитить позицию.
А это уже должны делать наши снайперы. Хоть сидят они практически возле места воскрешения, но отлично видят, как мы, совсем крохотные, смешно бегаем и прыгаем вокруг точки и пытаемся не дать противнику выбить нас. Мы же этих «наблюдателей» совсем не видим. Только замечаем, как иной раз противник умирает, только успев открыть по нам огонь.
Что было дальше — неважно. Наверное, первую точку мы взяли, но потом нас прибили. Главное другое — только лишь в Battlefield бывают такие сражения. Когда приходится штурмовать противника с разных сторон, когда ты, мчась на катере, видишь, как в пяти метрах падает вертолет; когда подбегаешь к вражескому танку и прикрепляешь к нему C4. Хотя даже это — не совсем то. Гораздо значимее — вкус глобальности происходящего. Пускай в одной команде всего шестнадцать человек, а в вашей группе не больше четырех, но то ли карты так сделаны, то ли еще что, но кажется, будто идут действительно массовые баталии.
В детали вдаваться не будем. Ведь не повлияет же на ваше желание поиграть то, сколько видов техники здесь представлено, и что у русских есть такой-то вертолета, а у американцев — такой.
Лучше скажу, что в игре вполне неплохая ранговая система, как и в Modern Warfare 2. Тоже куча ачивок, дополнительного вооружения, умений и способностей. Только открывается это, пожалуй, гораздо быстрее. И нет возможности взять престиж, хе-хе.
И если подводить итог — то Bad Company 2, конечно, надо попробовать. Я не скажу, что кампания здесь — самое лучшее. Нет, любить этот Battlefield мы будем за сетевой режим. И пускай он несколько отклонился от общего пути всех остальных игр серий. Альтернативы все равно нет. Впрочем, и искать ее не хочется.