Need for Speed - безусловно, главный гоночный франчайз, выходящий на PC каждый год. Но вот качество - далеко не так стабильно.
О следующей части пока ничего не известно достоверно. Так что для меня это отличный повод пофантазировать, помечтать и вспомнить былое!
Need for Speed - боюсь, но я не в состоянии передать насколько значимы для меня эти три слова. NFS - это любовь детства; средство утолить, как ни банально это прозвучит, жажду скорости; обязательная покупка к новому году; несколько новых композиций для плеера; разбитая вдребезги клавиатура наконец... да, было и такое.
Ввиду того, что эмоциональный поток сверху вряд ли способен дать вам представление об этой серии, я попытаюсь раскрыть её суть более... "викифицированно" что ли. Итак, на русский язык название игры переводится как "Жажда Скорости", что совершенно заслуженно - за двести километров в час, это вам не медитативный симулятор дальнобойщика, знаете ли. Также игра очень фановая - в неё реально очень интересно играть. Для получения удовольствия и светлой памяти о игре лучше не пытаться пройти её с наскока, а растянуть на месяцок-другой. Впрочем, насколько - это уже зависит от каждой игры в отдельности. Например Underground 2 я проходил два месяца, а Carbon - всего навсего две недели. Что касается сеттинга, то в каждой игре серии он разный. Последние несколько игр объединяет разве что автопарк и наличие кнопки нитроускорения.
После оглушительного провала Undercover (который например я смог вытерпеть всего 1 час, настолько она ужасна) EA Black Box была отправлена отправлена делать MMORPG по "местам былой славы", а серию раздали на попечение некоторым другим студиям. Так, в 2009 году в недрах Slightly Mad Studios было собрано нечто, названное Shift и похожее скорее на упрощенный GTR (который до того и делали SMS), чем на новую Need for Speed.
Но давайте все же попытаемся вернуться к NFS 2010. На данный момент доподлинно известно, что её разработкой заняты... Criterion Games. Те самые, что до того выпускали интерактивный крэш-тест под названием Burnout.
Радоваться этому или нет? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Во-первых потому что Burnout, как бы банально это не звучало, не NFS. Если последняя - это гонки ради гонок, то Burnout - ради аварий. Впрочем, я сужу по лишь одной вышедшей на PC части игры - Paradise, которая была мягко говоря "не рай на Земле". Не "гоночный" рай, во всяком случае. Про неё еще говорят - "гонки для тех кто не любит гонки". Я склонен перефразировать эту метафору - "гонки только для тех, кто не знает что это такое". Очень не хочется, знаете ли, чтобы та же судьба постигла и Need for Speed.
А теперь главное: какой должна быть NFS 2010, чтобы стать классной NFS?
Первое, это сеттинг. В далеком 2003 году студия Black Box выкатила из гаража чудо, под названием Underground. Это была игра о нелегальных уличных гонках по яркому ночному городу. Именно с неё начался шквальный вал игр о стритрейсинге - многие студии старались переплюнуть эту игру, и сделать "свой Underground". Но, на мой взгляд, никто не смог, даже Black Box, хотя пытались дважы (см. Underground 2 и Carbon). Так почему бы Criterion наконец не сделать это? Представь...
...Толпа болельщиков, подбадривающих своих любимцев, фотографирующихся на фоне раскрашенных что твои папуасы и тюнингованных от движка до выхлопной трубы гоночных жеребцов, сияющих неоновой подсветкой... А вот ведущий подал сигнал, и толпа начала спешно освобождать гонщиком места на старте. Кто-то включает гидравлику и начинает приплясывать, другой выстукивает по центру руля какую-то мелодию, еще один прогревает шины... Тут на трассу вышагивает красотка (или... м-м-м... несколько) с флагом, чтобы дать старт. Мир напряженно замирает в ожидании... Флаг падает на остывший асфальт, с визгом шин и ревом моторов тачки срываются с места...
Эх, ляпота то какая! Вот она - атмосфера, которая нужна игре.
Итак, чтобы воплотить это чудесное видение в жизнь, или хотя бы сделать его четче, начнем с тюнинга. Он должен быть такой, как в Underground 2 - запчастей дофига, и они открывались по мере прохождения игры. Всякие там хромированные зеркала, спойлер аки хвост дракона, крутящиеся диски на колеса. Очень важно, чтобы тюнинг внешнего вида больше не влиял на характеристики авто. Потому что это напрочь исключает выбор частей по вкусу - начинаешь гнаться за лучшими ходовыми качествами и давишь в себе дизайнера в зародыше. Как это было в Shift - тупо ставишь машине уже готовый корпус, у которого характеристики повыше. Или как в ProStreet - очень хочется покататься на стоковом, заводском Porsche, но из-за этой [censored] аэродинамики тупо ставишь корпус 3-4 уровня. Надоело.
Далее у нас идут вещи, которые должны влиять на характеристики - двигатель, подвеска, нитро, тормоза и тд. Увы, но верх фантазии Black Box в этом направлении - выбрать производителя новой запчасти. Кого вы выберете - не влияло вообще ни-на-что. Это нужно исправить! Допустим, пусть двигатель от Sparko дает +21 очко в скорости и +18 ускорения, а от BBS +24 и +15 соответственно. И так с каждой запчастью. Чувствуете? Баланс не изменится, но зато появится.... выбор! Еще один аспект игры будет требовать от игрока креативного подхода. Если вы играли в S.T.A.L.K.E.R.: Зов Припяти, то наверняка вспомните местную систему апгрейда оружия: несколько веток, каждая из которых отвечает за модернизацию определенной части ствола, где нам дается выбор какую из характеристик повысить. Хорошо бы и нечто подобное сделать и сюда, но чтобы апгрейд можно было снимать и делать выбор заново, не меняя машины (в ЗП так было с оружием). "Что лучше, движок от Venom и нитро от NOS или и то и другое от Sparсo" - когда последний раз вы задумывались о подобном?
А теперь давайте поговорим о вещах более важных, непосредственно о геймплее.
Начнем с "четырех столпов Need for Speed" - кто не догадался, - это круг, спринт, дрифт и драг. Как бы они не выглядели, какие бы правила и фичи не придумывали разработчики - это никак не влияет на суть четырех опорных режимов игры.
Так, круг - это классика гонок сама по себе, кольцевые гонки. В них нам предлагается проехать несколько кругов по замкнутой трассе. Разновидностей этого режима было придумано в пару раз больше, чем остальных трех вместе взятых: стандартный "кто первый тот и чемпион", К.О. - гонки навыкол "последний на круге выбывает", зачет по секторам с раздельным стартом... перечислять можно еще очень долго.
Далее идет спринт - вроде бы банальный заезд из точки А в точку Б, но не тут то было - это вовсе не то же самое, что "круговые гонки в один круг". Больше всего это заметно в ProStreet - там это была длинная кривая узкая трасса с почти полным отсутствием поворотов. Не дай бог спринт в новой части будет таким же. Давайте отвлечемся от тяжких воспоминаний, и подумаем о более приятной разновидности спринта - радар. Про тот радар, что был в Most Wanted. Суть его заключается в том что для победы вовсе не обязательно приходить к финишу первым, даже с учетом общего старта. Дело в том, что побеждает в нем тот кто наберет наибольшую... скорость на контрольных отметках. Очень удивительно, знаете ли, - выиграть гонку финишировав лишь третьим... или проиграть, придя первым. Еще конечно можно вспомнить про тайм триал - раздельный старт и чистая трасса... но уж больно это скучно, не нужен этот режим в новой части.
Третий по счету, но не по моему отношению - дрифт. Соревнования по "управляемому заносу" родом из Японии, и наибольшую популярность имеют там же, и... в видеоиграх. суть в том, чтобы ехать... боком. Чем круче градус движения относительно направления трассы и выше скорость, тем больше очков получает гонщик. Гонки проходят на специальных (или не очень, например дрифт на крыше парковки) трассах как по несколько кругов, так и в один. То же касается и наличия противников - говоря простым языком "старт бывает как раздельным, так и общим". Однако одного режима, представленного на совревнованиях в классе D1, в серии еще не было - дуэль. Это когда старт производится одновременно, но одному пилоту дается фора и он должен постараться оторваться от преследователя, а второй в свою очередь должен не отставать или даже попытаться обогнать конкурента. Во втором заезде участники меняются местами.
И наконец драг. Гонки по прямой, но с обязательной ручной коробкой передач. В новой части хорошо бы совместить то, как он выглядел в Underground и ProStreet. Начинается с прогрева шин (мини-игра), и попытки уйти со старта на максимально высоких оборотах двигателя. Далее... у нас тут стритрейсинг, вы помните?.. гонщики вылетают на скоростную магистраль, объезжая гражданские машины и перекрывая ход неудачникам сзади, подгазовывая закисью азота. Вот именно такой драг и должен быть в игре.
Помимо шикарного тюнинга во "втором андере" было также еще одно удивительное нововведение - открытый для исследования город. И хотя эта фича была в серии и много раз после, это был - Единственный когда колесить по городу без особого дела было интересно. Казалось бы, такая банальщина - открыть магазины можно было... лишь найдя их. И в отличие от Most Wanted - это было необходимо, потому что они непременно открывали доступ к новым запчастям. Плюс к этому - денежные бонусы также были рассованы по углам, прямо как "сто спрятанных вещей" в Grand Theft Auto. Наверняка разработчикам по силам придумать еще что-нибудь, что можно собирать - в том же Burnout Paradise были рекламные щиты, которые нужно пробивать и "супер-прыжки" на трамплинах, как во все той же GTA. Но вот "сбей до[censored] желтых заграждений" было уже через чур. Еще во "втором андере" и "недорае" нужно было искать... гонки, заезды в которых можно принять участие. Вы уже догадались, где я хочу видеть такой же подход, не так ли? Взгляните на заголовок статьи.
Те кто играл в Underground 2 наверняка помнят и так называемых "спонсоров" - выиграв пару гонок и тем самым "засветившись", предстояло заключить контракт с одной из компаний - мы побеждаем, они - платят и дарят тачку на наше усмотрение. На самом деле наш выбор спонсора означал не больше, чем при выборе производителя шин. Ведь как известно: 70 + 5030 = 30 + 5070, что прямо скажем не сильно поощряет раздумья по теме опроса. Например, это можно исправить... отказом от спонсоров в данном виде. А вместо этого - раздавать места под логотипы на нашей машине. Ну там "хотите разместить свой логотип на моей двери? Платите n-цать единиц в местной валюте за каждую проведенную гонку, на которой он будет у меня наклеян". И вот тут пресловутый креатиff вновь берет свое - "а чей логотип лучше смотрится на левой стороне моего спойлера?".
Еще в "андере намба ту" по контракту нужно было (да и заставлять нас не особо требовалось) пригнать нашу тюнингованную красотку для съемок на обложку журнала или DVD. Разумеется фотосессии обязательно нужно включить в новую игру - уже хотябы для того чтобы устраивать по ним конкурсы на форуме.
Начиная со все того же второго андерграунда, в серии присутствует некое подобие сюжета. От занимательных комиксов, и до полных пафосных речей роликов с живыми актерами. Мечтой тут является Джо Кукан (Кейн в C&C) в роли, хм, если не протагониста, то хотябы главного злодея. Это вполне вероятно, ведь он работает в ЕА. Что касается самого сюжета... о, у меня как раз есть одна индейка: вы еще помните о парне, по имени Рейзор? Тот самый, что мешал нам жить в Most Wanted? Его еще в тюрягу посадили... как впрочем и каждого из гг серии. А теперь вот он вышел на свободу... его любимый город забыл о нем, да и есть ли резон оставаться там? BMW M3 он лишился, но зато у него остался тот прелестный Ford Mustang. И на нем он отправляется в поисках нового города, в котором он сможет гоняться на деньги. Помогать ему будет - кто как вы думаете? - Rog, тот самый что вел нас в Most Wanted. Так уж совпало, что он случайно оказался в том же городе, куда занесло Рейзора. Он как раз ищет подходящего новичка в городе, чтобы заработать делая на нем ставки.
Говоря о NFS, нельзя не вспомнить о саундтреке. Как ни удивительно, ни одна из частей серии объективно не смогла переплюнуть тот что был в первом Underground. Зато это удалось Bugbear Entertainment, причем дважды - во Flatout 2 и Flatout Ultimate Carnage, да и то только потому что я не играл в первую часть. А вот саундтрек Burnout Paradise - не образец для подражания. Большую часть треков пришлось отключать в меню настроек.
Что у нас дальше... ах да - разрушаемость. Она нужна, но только внешняя, как в Colin McRae DiRT 2, если отключить в настройках перед заездом. Почему не как в NFS Shift? А в DiRT 2 красивше. Однозначно не надо "аварий". Ни как в ProStreet (с содроганием вспоминаю "синдром финишного столба"), ни как в Burnout Paradise (с ненавистью вспоминаю "воон тот [censored] заборчегг"). Да и просто - аварии в один миг превратят Need for Speed в Burnout. Ну или пусть будет как во Flatout - машина разваливается по кускам, но очень-очень долго, что будет весьма уместно.
Ну и последнее: полиция. Мне кажется, она будет только мешать. Достаточно наделить соперников нормальным, хорошим, реалистичным ИИ. Как это сделано в том же Flatout или DiRT 2 - там не соскучишься. Правда, игру делают "авторы бурнаут недорай", а в их последней игре с интеллектом - ну просто полный П.. Так что может быть копы и смогут спасти динамику игры. Но могут и погубить её, а заодно и атмосферу.
Атмосферу, которой мы не видели уже целых пять лет.
Удачи, Criterion!
© 21.01.2010