Как писать обзоры на Gamer.ru, или "серебра" нам не надо
Всем привет. Решил сварганить небольшой гайд по написанию медальных обзоров на “Г.руше” с учетом специфики портала. В основном он, конечно, сможет помочь новым авторам, так как “мастодонты” игрового писательства и сами знают, как заработать медаль высокого пошиба. С другой стороны, любая информация не лишняя, и кто-то сможет почерпнуть для себя нечто новое. Ну и опять же, способов добычи медалей через обзоры – уйма, и каждый опытный автор имеет свои секреты, поэтому данный пост ни в коем случае не претендует на звание “Как надо писать и как не надо писать, инфа 100%”. Так, делюсь собственным опытом.
Заголовки
Каждый игровой обзор должен начинаться с интересного заголовка. При этом следует учитывать несколько моментов, которые помогут привлечь потенциальную аудиторию не только с портала, но и сторонних сайтов. Приятно ведь, когда твой обзор находится в первой пятерке по запросам в поисковых системах. Посмотреть статистику посещений можно с помощью заклинаний “Глаз-Алмаз” и “Третий глаз”. Ну так вот, о заголовках. Не следует писать длинные и мудреные предложения аля “Мой взгляд на игру, которая мне понравилась, и я решил написать на нее обзор, а игра, кстати, называется Pony Quest”. Во-первых, такие заголовки будут очень плохо индексироваться в поисковых системах. Во-вторых, они могут просто не заинтересовать пользователей Gamer.ru, которые не дочитают заголовок и до половины и уйдут искать более интересные и “понятные” материалы. В-третьих, это просто не красиво – когда заголовок занимает несколько строчек. Поэтому надо сделать все возможно, чтобы название вашего обзора было коротким, емким, интересным, и при этом информативным.
Иногда можно переиначивать известные пословицы под ту или иную игру, иногда – поиграть со словами или выудить запоминающуюся цитату из самой игрушки, или же вовсе сделать заголовок с “двойным дном”. Пример сходу: “Страшно? Нет, ужасно. Обзор игры Afterfall” (можно поменять местами эти предложения – Обзор игры Afterfall и далее по списку). Кто-то может подумать, что игра не только страшная, но и ужасно страшная, прямо-таки до трясучки. Прочие же придут к другому выводу – Afterfall не только не страшный horror, но и еще и ужасная, посредственная игрушка. В любом случае, заголовок обзора “зацепит” пользователя. Есть слово “обзор”, есть название игры, да еще и задумка своя – хорошее начало для любой рецензии. Несколько десятков плюсов в копилку вашего поста.
Объем и структура текста
Написание правильного и “читаемого” текста – это пятьдесят процентов успеха. Почему только половина отдается тексту? Объясню в дальнейшем, а пока пробежимся по основным моментам. Основа любого обзора – это количество знаков (Рецензирование – Статистика в Word’e). По моему мнению, все, что меньше 4 тысяч знаков – это не обзор, а небольшой очерк или развернутый комментарий. В данные рамки очень трудно вогнать всю информацию, которую можно было бы поведать об игре. Конечно, если вы не мастер коротких заметок или же не хотите сделать из обзора перечисление плюсов и минусов по пунктам. Средний объем для грядущего успеха – 5-6 тысяч знаков, а максимальный – порядка 10 тысяч. Большее количество знаков просто никто не будет читать, и если человек увидит длинное “полотно”, то максимум, что от него следует ожидать – вычитка вашего обзора наискосок. Необходима золотая середина, и это следует учитывать. Тут есть один момент – аудитория на Gamer.ru в основе своей благодарная, и если пользователи увидят, что человек реально трудился и написал такой объем текста, то наверняка накидают с десяток лишних плюсов. Даже если они прочитали лишь несколько абзацев во всем обзоре.
Не надо делать из своего текста монотонный и скучный “папирус”, а желательно разбивать его на 5-10 частей. Лучше структурировать абзацы по смыслу, чтобы не было резкого обрыва в тексте. Особый шик – уже на стадии “выкладки” обзора украсить его выделением тех или иных слов. Например, выделить жирным название игры (хотя игра и выделяется автоматически, но все равно будет красивее), компании разработчика или издателя, или же вовсе некоторые словосочетания и предложения (тем самым подчеркивается важность этого куска текста, вы делаете акцент на него).
Грамматика, пунктуация, стилистика и прочие правила русского языка
Это очевидно, но следить за внутренним содержанием написанного надо очень тщательно. После написания обзора отсядьте на десять минут от текста и позанимайтесь своими делами. Дайте глазам и мозгу отдохнуть, и после передышки по-новому взглянете на свое творчество. С большой долей вероятности, вы заметите ту или иную ошибку или помарку, а то и не одну. Некоторые предложения покажутся трудночитаемыми или же будут перегружены знаками препинания – все это с легкостью отмечается после нескольких таких сеансов редактирования. Как это ни прискорбно, но встречаются индивидуумы, которые (по молодости своей или банальной лени) совершенно игнорируют знаки препинания и выдают бессвязный поток сознания. Такие текста читать невозможно, по крайней мере, мне. С другой стороны, иногда люди могут перетрудиться и наоборот – вставляют запятые где только можно. Пример: “Для того, чтобы, играть за Чувака из Постал 3 было интересно, надо выбрать сторону полицейских, где, потом, ему придется выполнять забавные, и смешные задания”. Если в силу определенных причин вы не уверены в постановке знака препинания – не мудрствуйте лукаво, а ставьте их там, где они больше всего нужны по смыслу. Никто вас не заругает, не набегут “граммар наци” и не затроллят до смерти. Конечно, если вы не допускаете в слове “ёж” сразу четыре ошибки.
Оперативность и ее недостатки
Оперативность в написании обзора – дело очень важное. При всем при этом очень уж спешить не стоит, ведь зачастую качественный обзор нельзя сделать за пару часов. Да, кто-то окажется быстрее вас, выложит обзор на игру из нескольких тысяч символов и двух-трех скриншотов, получит свою долю плюсов. Но потом появится ваш обзор – объемный, качественный, красивый и интересный. Про пост “скорострела” скоро все забудут, а на ваш навешают медали редакции и наместника. Была ситуация, когда на демо-версию Kingdoms of Amalur: Reckoning как из рога изобилия посыпались превьюшки и мини-обзорчики (видать из-за конкурса). И что в итоге? Некоторые из них не дотянули и до 40 плюсов, потому что читать их было невозможно. Видать, народ так торопился, что забывал о стилистике текста и его грамматически-пунктуационной составляющей. Нельзя так делать – если уж взялся за что-то, будь бобр добр сделать это нормально. С другой стороны, на старую игру (которой уже месяц-два) особого смысла писать обзор нет – вы вряд ли дотянете до “золота”.
Скриншоты
Если 50% успеха – это хороший текст, то остальное процентное пространство занимают качественные и обильные скриншоты. Очень желательно, чтобы скрины были своими, а не заимствованными с Google или Яндекс. У нас, конечно, социальная сеть и все такое, но оригинал и новизна всегда в почете. Чем больше скриншотов в обзоре, тем лучше. Главное не перетрудиться и не вставлять их через каждое предложение. Например, для 5-6 тысяч знаков объема десяток скриншотов – оптимальное количество. Для красоты можно “обуть” скриншоты в рамочки и писать под ними комментарии (Таблица – Количество колонок (1) – Количество строк (1)). Выглядит это очень красиво, и при этом пользователи наверняка прочитают то, что написано под тем или иным скрином. Само собой, не стоит ограничиваться скучным комментарием аля “Вот Крутой Сэм прыгает, гыгы”. Придумывайте что-нибудь веселое или просто дайте информацию о происходящем на экране (пользователям может быть интересно). Само собой, делать скриншоты “от балды” не следует. Лучше всего не поскупиться на F12 (Steam) или клавишу Print Screen, сделать 30-40 скринов по мере прохождения игры, и из всего облака скриншотов выбрать десяток наиболее интересных и достойных.
Редактирование поста
Когда вы уже находитесь в процессе выкладывания поста на портал, загрузили скриншоты и вообще всячески украсили будущий обзор, не забудьте нажать на кнопочку Сохранить черновик. Ситуаций, когда у меня неожиданно перезагружался компьютер или глючил браузер, было невообразимое количество. Очень обидно, когда 30 минут работы летит коту под хвост, так что не забывайте делать сохранение. Предпросмотр – очень полезная кнопка, и за время редактирования обзора я пользуюсь ей раз 20, а то и больше. Сразу нажать на кнопку создания поста – не наш метод, так как потом приходиться судорожно исправлять мелкие огрехи и ошибки: скриншот криво встал, название игры не отобразилось, ссылка на другое слово залезла, в подзаголовке лишнее слово и т.д и т.п.
Всякое разное
Что еще можно упомянуть. Во-первых, не забывайте ставить теги, подходящие сути поста. Во-вторых, будьте готовы после выкладывания обзора на портал столкнуться с волной критики. Не пугайтесь и не впадайте в депрессию, что ваш обзор получился ужасным. Просто каждый человек имеет свою точку зрения и может быть несогласным с тем или иным тезисом в вашем тексте. При написании обзора не ориентируйтесь на чье-то мнение и никого не ставьте себе в авторитет. Если вам понравилась игра, и вы можете обосновать – почему, то смело пишите об этом. Каждый обзор – это субъективная оценка автора на игру, и заранее подстраиваться под уже известное мнение аудитории – грешно и неправильно. Еще один важный момент – дискуссия. Не пускайте дело на самотек и участвуйте в обсуждении вашего обзора. Главное в этом деле не перестараться, и не скатиться до банальной ругани в сторону оппонента-критика. Ведите конструктивный диалог, и народ потянется, видя большое количество комментариев.