Автомобильные симуляторы – развлечение для такой странной категории людей, которым интересно по дорогам просто… ездить. Установить на капот Ferrari спаренный пулемет и расстреливать из него врагов – кощунство. Ловко раскидывать соперников в стороны, превращая их в слабо узнаваемый металлолом – безумие. Выделывать крутые виражи одним нажатием кнопки, обвешивать машинки неоновыми огнями, украшать стартовую линию обворожительными красотками в бикини – все, буквально все под запретом! Впрочем, и такой вид развлечений может оказаться интересным, если противопоставить игроку не самолетные скорости и агрессивных соперников, а «всего лишь» законы физики.
У Microsoft есть два эксклюзивных гоночных сериала. Первый – Project Gotham Racing – с элегантностью корабельного стюарда балансирует между аркадностью и симуляцией, обладает множеством игровых режимов и великолепной графикой. Второй – Forza Motorsport – предназначен больше для тех людей, которым внешний лоск и разнообразие – ничто, зато достоверная физическая модель вкупе с сотнями лицензированных автомобилей – все.
Поэтому после PGR4 очень сложно воспринимать картинку Forza Motorsport 2. Модели автомобилей еще более-менее, полигонов не пожалели (хотя немного переборщили с неестественной зеркальностью корпусов и зачем-то отказались от вида из кабины). А вот трассам сильно не хватает детализации, четких текстур, современной модели освещения, антиалиазинга, в конце концов. Как будто взяли первую часть и чуть-чуть ее доработали.
Впрочем, люди сюда не ради графики ходят, а ради физики. И тут Froza Motorsport 2 оживает, расцветает, и ошеломляет буйством настроек и датчиков.
Прямо во время гоночного заезда можно включить показатели телеметрии и лично убедиться, что игра действительно просчитывает самые незначительные нюансы, влияющие на поведение автомобилей. Даже температуру резины в разных отделах шины. Причем, здесь имеется система повреждений. Конечно, не такая показательная, как в Burnout, визуально на корпусе отмечаются небольшие вмятины, царапины, стекло вылетит, бампер отвалится. Но все полученные повреждения прямо влияют на поведение машины, что, опять же, наглядно отражают датчики телеметрии. Открыл закладку, ужаснулся обилию красных отметин, и пошел переигрывать трассу – ни разогнаться после аварии толком, ни управлять с прежней легкостью не получится.
Forza Motosport 2 уникальна тем, что более трех сотен представленных машин действительно отличаются друг от друга. Хоть в мелочи какой, но каждый раз, когда садишься за руль новенького авто, приходится чуть ли не заново учиться им управлять, привыкая к изменениям.
Конечно, это в режиме полной симуляции, при отключении всех «помощников». Если же оставить большинство вопросов на совести у автоматики, то управление становится легким и непринужденным, а возможность подстраивать под себя уровень «способностей» оппонентов делает игру удивительно лояльной ко всем категориям игроков.
Хотите полного реализма и жестких заездов – берем контроль над машиной полностью в свои руки, противников посложнее и пытаемся доехать целехонькими до финиша, филигранно вписываясь в повороты и избегая «наездов» со стороны других водителей. Они тут не отличаются благородством. Элементарно могут и наподдать в фару, отправив игрока в занос. Хотите просто покататься – и включение нескольких опций превращает игру чуть ли не в автоаркаду, где надо лишь следовать ненавязчивой подсказке, намалеванной на асфальте: по какой траектории и на какой скорости входить в повороты.
Карьера построена специально так, чтобы стимулировать игроков зарабатывать и тратить внушительные суммы денег. Вас ждут десятки и десятки заездов на реально существующих трассах по всему свету. Но у каждого соревнования – свои условия. Сюда пускают только авто из 70-х, туда – тяжелые колымаги, а здесь вход разрешен исключительно для машин с логотипом Ford. Все это надо купить. На всем – научиться ездить. А если останется немножко денег – то и проапгрейдить.
Апгрейды являются одной из интереснейших особенностей Forza Motorsport 2, поскольку позволяют гибко подстраивать любую машину под конкретные нужды, улучшать и модернизировать ее характеристики. Причем, так, что даже развалюха из 60-х сможет легко обставить современные автомобили.
Внимательно вчитываемся в правила очередного заезда. Ага! Принимают участие только машины класса «С». Трасса извилистая, главное управляемость, а не скорость. Не вопрос. Берем машинку класса «А» и сознательно ухудшаем «ненужные» характеристики, опуская ее на два уровня ниже. Как раз, чтобы зависла на грани между «С» и «B». На старт! И конкуренты остаются позади в пыли. А ведь кроме возможности заменять детали в машине, есть тюнинг. Так что профи могут долго ковыряться с настройками, двигая ползунки туда-сюда, пока не получат машину своей мечты.
За победы в карьере премируют не только наличностью и призовыми автомобилями. Понемногу растет уровень самого игрока, и его допускают к более скоростным и сложным соревнованиям. Начиная на медленных малолитражках, под конец рассекаем воздух на гоночных болидах.
Кроме уровня игрока растут также уровни принимавших участие автомобилей. Чем он выше, тем доброжелательнее становятся продавцы, тем больше скидки, тем приятнее делать покупки. Одно только ограничение. «Прокачивая» конкретную марку автомобилей, получаешь только конкретные бонусы. Японцам достижения европейцев до одного места, сами понимаете. Поэтому победы BMW оставят магазинчики из Страны Восходящего Солнца равнодушными, зато автозапчасти немецких производителей сильно подешевеют.
Естественно, есть возможность снова и снова любоваться своими рекордами с помощью риплеев, ставить гонку на паузу и делать стильные фотоснимки, выбирая красивый ракурс, фокус и дополнительные эффекты. Все это добро затем складывается в фотоальбом. Им можно делиться с друзьями и даже выкладывать в Интернет – готовые «обои» для «Рабочего стола».
Но это мелочи. Сейчас подобными штучками никого не удивишь. Вот чем Forza Motorsport 2 действительно поразила, так это неисчерпаемыми возможностями кастомизации автомобилей, которые позволяют разрисовать любимую машинку, как душе угодно. В любой цвет, с любым рисунком. Хоть Илью Муромца верхом на Пикачу посадить. Все зависит только от вашего воображения и усидчивости. Самое приятное, что делом рук своих затем можно не просто гордиться перед знакомыми, но даже выставить машинку на аукцион. А там кто и купит в свою коллекцию. Человеку радость, а вам денежка (виртуальная, правда).
На этом онлайновые возможности, конечно, не заканчиваются. «Прокачавшись» в «Карьере», можно выходить Live и там уже опробовать свои силы с живыми соперниками. Огромное количество настроек позволяет грамотно балансировать силы автолюбителей. Например, так, чтобы на трассу выезжали только машины примерно одной мощности. Нет онлайна? Пожалуйста, сражайтесь с другом на одном экране через сплит-скрин.
Diagnosis
Forza Motorsport 2 – это все, что вы можете требовать от симулятора. Достоверная физическая модель сотен автомобилей, реально существующие трассы, тюнинг чуть ли не каждого болтика, апгрейд чуть ли не каждой детали, телеметрия, оперирующая кучей параметров – и выводящая их в удобной форме прямо во время соревнования. Все есть, без обмана. Дополнительно: неисчерпаемые возможности кастомизации машин, онлайновый аукцион, проработанный мультиплеер и длинная, очень длинная и разносторонняя карьера. Смущает только отсутствие вида из кабины (какого черта, действительно), устаревшая графика и относительное однообразие. Впрочем, это же симулятор. Дрифт, драг и рок-н-ролл остаются уделом автоаркад.
Pro:
* Великолепный автомобильный симулятор
* Достоверная физическая модель
* Сотни лицензированных автомобилей
* Телеметрия, тюнинг и апгрейды
* Проработанный мультиплеер
* Неисчерпаемые возможности кастомизации
* Аукцион
Contra:
* Почему-то в симуляторе нет вида из кабины
* Скромная графика