Вот и подходит к концу 2010 год. Уже несколько недель мы живем ожиданием одного из самых любимых праздников в нашей стране — Нового года. Готовим подарки, сочиняем добрые слова для поздравительных открыток, бегаем как ошалелые по магазинам, выполняя квест по поиску дефицитных компонентов для неизменного гостя новогоднего стола — салата-оливье. Словом, живем праздником и сказкой. Перед Новым годом обычно окидывают взором год уходящий и, как мы и обещали, сегодня у вас есть возможность ознакомится с нашим мнением о таком насыщенном 2010-ом. В этом посте — наши впечатления о прошедших 365 днях, комментарии о значимых событиях, людях и, конечно, о самых-самых компьютерных играх, вышедших в этом году.
Мы сознательно отказались от миллиона номинаций и перечисления игр, в которые «никто не играл», и разбили наши мысли на несколько частей. В первой части мы поделимся с вами нашими соображениями о ключевых событиях двутысячедесятого года и его главных героях. Из второй вы узнаете, какая игра стала лучшей по вашему мнению (звучит забавно, мы понимаем). В третьей и четвертой части — редакционные итоги, сначала грустные, а следом за ними — восторженные. В этом году мы выбрали 10 лучших проектов года и, разумеется, лучшую игру по мнению GAMER.ru. Несмотря на отсутствие номинаций, окинув взглядом эту десятку, вы без труда сможете понять, кто бы победил, например, в номинации «лучший гоночный симулятор» или «лучшая игра для Playstation 3». Надеемся, вам понравится то, что мы тут натворили. Ю-ху!
1 марта 2010 года двое сотрудников В этом году произошло очень много громких событий, но все же одно, даже на фоне впечатляющих коммерческих успехов волшебников из Ситуация с В ожесточенной борьбе, долго выбирая между двумя «большими B» (Blizzard и В уходящем году, благодаря стараниям Blizzard и распродажам в Steam ожил PC рынок. Microsoft не только обновила Xbox 360 внешне, но и подкрепила это событие релизами трех проектов-эксклюзивов — Alan Wake, Halo Reach и Fable III (последний, впрочем, должен в следующем году посетить PC). Линейка проектов для Wii в 2010 году — лучшая за все время существование консоли. И все же мы отдаем первое место Playstation 3. Деятельность Sony в этом году напомнила мне революционный подход в создании фильмов, который придумала компания @jour: Шедевр по сравнению с остальными. В меру эпично, в меру шаблонно, в меру красиво. @LaCTuK: Смаковал каждую минуту в одиночке. @sergiyseriy: Лучшая стратегия в мире, что тут добавить. @AQuaRity: StarCraft 2 — это вовсе не дань памяти старых фанатов, а хит, достойный 2010 года. @Invizible: Одно из самых ярких приключений в году. @Mackarov: Because war... war never change. @Edjik: Великолепная история в старой вселенной. @DarkSideCreo: Очень круто, равных ему в этом году не было. @Rhino733: Лучший открытый мир и атмосфера в 2010 году. @ProF: Пожалуй, действительно лучшее, что могло случится с Fallout. @Hocc: Это просто игра другого уровня по сравнению со всеми остальными проектами. @Pegazs: Не идеальное, но настолько мило пафосное, что вера в трилогию воскресает. @Magistr: Игра, в которой безупречно практически всё. @Mackarov: Лучшая смесь рпг и экшена про спасение вселенной. @Apollo220: Единственная интересная игра про космос в наши дни. @Soulstice: Замечательное продолжение первой части, которая тоже была замечательной. @Kotovsky: История серии Gothic — это сабантуй зависти, фестиваль жадности и триумф глупости. Иными словами, объяснить все те злоключения, что выпали за последнюю пятилетку на долю популярнейшего ролевого бренда Европы, не получается. Все началось с того, что злобный карлик издатель по имени JoWood громко расплевался с авторами серии Единственная правильная вещь, которую сделали разработчик с издателем — это смена названия игры на Arcania: Gothic 4. Такая рокировка подразумевает некую преемственность, но также допускает и массу нововведений — все ж таки первое слово дороже второго. В результате четвертая «Готика» — «Готика» лишь по названию. По механике это черт знает что; все что угодно, кроме «Готики». Мрачная атмосфера, безжалостный к заблудившемуся путнику мир, яростное фехтование на клинках — в прошлом, забудьте. Перед нами практически мультфильм «Смешарики»: весело, с прибаутками, главный герой носится по округе, вырезая стада монстров. Идея исследования огромного игрового мира с целью преждевременной наживы убита на корню: прибежав куда-либо раньше положенного гейм-дизайнером срока, можно обнаружить лишь пустое место, да и его будем маловато, поскольку мир игры представляет собой крайне замкнутое пространство. И это печально. @Kotovsky: Чтобы обеспечить достойные продажи «последней игре в легендарной тибериумной саги», EA сняла занятный ролик в жаре «боевая фантастика», целый год возила Кейна (на самом деле Джо Кукана, конечно же) по всевозможным выставкам и фестивалям, запустила собственную телепередачу и сделала еще массу бесполезных дел. За всем за этим деятели внезапно для всех нас забыли сделать приличную игру. C&C4 — это такое же издевательство над поклонниками серии, как и C&C Sole Survivor, выпущенный по недоразумению лет 10 назад и судорожно забытый. Есть подозрение, что маркетологи и геймдизайнеры, решившие, будто новый C&C прекрасно обойдется без базостроительства, сбора ресурсов и экономических войн — т.е. без ключевых элементов жанра RTS, который, собственно, и вырос из C&C-серии… Так вот, есть подозрение, что эти гении сидят не на своих местах. Итог плачевен: армия преданных фанатов расползлась, кто куда, а новых попросту нет. Вы видели когда-нибудь перекати-поле? Зайдите на официальный форум C&C4 и посмотрите — крайне интересное растение. @NoFate: APB умерла почти сразу после рождения. Одни утверждают, что Дэвид Джонс (кто не знает — создатель оригинальной GTA) и Ко элементарно не рассчитали свои силы, но куда правдоподобней другое мнение — игра просто получилась плохой. А ведь как здорово все выглядело, что называется «на бумаге». Разве«GTA в онлайне», какой бы она ни была, не обречена на успех? Оказывается, нет. Разработчики перед выходом игры, напропалую сыпали громкими словами об открытом мире, нашпигованным NPC и прочих «веселостях», но развлечь геймеров, которые жаждали выплеснуть свою «безобидную» агрессию, копившуюся во время игры в оффлайновые GTA, так и не сумели. Почему? Ответ прост до зубовного скрежета: в настоящей жизни, сумма — это не всегда результат сложение величин. APB времен официального релиза, оказалось скучной, недоработанной копией с популярного сериала от Лучшая женская роль — Сара Керриган из StarCraft II: Wings of Liberty. Злодей года — «Мастер оригами» из Heavy Rain. Саундтрек года — Alan Wake. Лучшая песня — «Far Away» из Red Dead Redemption. Обложка года — Mass Effect 2. Дополнение года — Undead Nightmare для Red Dead Redemption. Лучшая игра для мобильных платформ — Metal Gear Solid Peace Walker. Лучшая казуальная игра года — Bejeweled 3. Лучшая социальная игра года — CityVille. Лучшая игра для девочек — Kirby’s Epic Yarn. Лучшая игра для мальчиков — God of War 3. Лучшая игра, за которую нельзя было голосовать — Assasin’s Creed II. Худшая игра, за которую нельзя было голосовать — Final Fantasy XIII. Лучшая цитата года — «You El Greco, the doctor?» «No, I’m a fucking painter» — Вито и Эль Греко из Mafia 2. Юбилей года — 25 лет Mario. @Kotovsky: Игра от Blizzard — этим сказано все. Но на всякий случай разверну мысль: 1/3 от исходного StarCraft II: Wings of Liberty — ровно такая, какой и должна быть самая долгожданная стратегия XXI века: вылизанная, продуманная до мелочей, повергающая в экстаз корейские кланы. Даже в своей эконом- комплектации Wings of Liberty — это не одна, а целых две игры под одним заголовком. Одиночная кампания и сетевая игра существенно отличаются друг от друга - второе никак нельзя считать продолжением первого, хотя они, конечно, и являются родственниками. Самое главное — это то, что обе половинки одинаково не прогнулись под влияние времени, не растеряли фамильных черт, чем несказанно радуют старперствующих киберфанатов. Грустно, но факт: StarCraft II: Wings of Liberty — единственная оставшаяся в живых классическая RTS-серия. За это ей когда-нибудь поставят памятник. @NoFate: После коммерческого провала Rock Band 3 (на сегодняшний день, по данным vgchartz.com, во всем мире продано всего около 650 тысяч копий игры), студия @Kotovsky: Если бы Сержио Леоне внезапно для себя стал геймдизайнером, у него бы обязательно получился Fallout: New Vegas — идеальный спагетти-вестерн в постъядерном окружении. На деле вышло иначе: могучая кучка «ветеранов» индустрии, которых мы навсегда запомним, как экс-Black Isle Stidios, заполучила в свои лапы development kit и постаралась завершить долголетний гештальт, насытив получившееся творение массой отсылок к своим предыдущим творениям. Fallout: New Vegas — последняя игра в знаменитой серии, самая близкая к легендарному Fallout 2 и призванная этой интимной близостью примирить фанатов второй части с трехмерьем, V.A.T.S. и отсутствием автомобиля на атомном ходу. В итоге - прекрасная игра, где любой желающий может снять проститутку, проиграться в казино до трусов и пристрелить прохожего за пригоршню мусора. @NoFate: Шесть лет гении из Polyphony Digital за закрытыми дверями своей штаб-квартиры — просторного самолетного ангара — под бдительным надзором своего духовного лидера Кадзунори Ямаути лепили лучшую гоночную игру на свете. Gran Turismo 5 несколько раз откладывалась, а когда все же появилась в магазинах — многих разочаровала. Но, несмотря на разумные и не очень претензии к игре — долгие загрузки, архаичное меню, всего (!) 200 супердетализированных автомобилей — у Polyphony Digital получилось создать игру, которую «аршином общим не измерить», которая существует вне контекста и привычных правил. Gran Turismo 5 — это гоночный симулятор о настоящей, искренней любви к автомобилям и об автомобильной культуре. И уже потом это игра, в которой по-прежнему лучшая физическая модель в жанре, лучшая графика и один из самых внушительных автопарков. А еще, Gran Turismo 5 — единственная игра про машинки, после нескольких часов за которой, очень хочется купить себе настоящую машинку — большую, блестящую и очень быструю. @Kotovsky: Napoleon: Total War – лучшая на данный момент «игроизация» карьерного роста Наполеона Бонапарта из капралов в императоры, где управление государственными делами и дипломатические подковерные поползновения регулярно сменяются масштабными сражениями в реальном времени, по итогам каковых игрока одолевают смутные сомнения на предмет «подарить Польше независимость или разграбить Варшаву и ускакать на лихом коне в закат, радостно размахивая двууголкой». Главное отличие Napoleon: Total War от предыдущих серий — внимание к деталям. Рассматриваемый период предельно узок: всего-то полтора десятка лет Наполеоновских войн, по сути — мгновения на фоне вековых конфликтов, изложенных в предыдущих сериях. Тем не менее, такие временные рамки позволили кудесникам из @Kotovsky: Лет пять назад я бы, наверное, обозвал Mass Effect 2 примитивной консольной ерундой, а нынче все наоборот: искренне наслаждался тем, что нет нужды возиться с распределением характеристик персонажей, правильным одеванием, прокачкой навыков и ОТЫГРЫШЕМ РОЛИ. Герой любого уровня физподготовки запросто вскрывает все двери, может кого угодно убедить, что «Гегель — это вкус», и регулярно устраивает геноцид в одно лицо. Можно расслабиться и уделить 90% внимания сюжету - интерактивное кино, привет. Кровь и пафос, секс и пушки: типичная мальчуковая игра, обреченная на успех. После второй части первая кажется утомительной такой штукой с нагромождением ненужных деталей, а в третьей нам, вероятно, выдадут однокнопочный геймплей (тм) и возможность трахнуть крогана-трансвестита. И выйдет она на Facebook. @NoFate: Долгое время новые приключения итальянского водопроводчика были фаворитами в нашей гонке, но все же на финишной прямой оказались за чертой призовой тройки. Это, к слову, не означает, что Super Mario Galaxy 2 хуже тех проектов, что взобрались на пьедестал. Скорее наоборот: Super Mario Galaxy 2, если подходить к оценке игры по старинке, тщательно вписывая оценки в графы «звук», «геймплей» и «графика», — пожалуй, лучшая игра года, проект практически без слабых мест. Но у сиквела одной из лучших игр 2007 года есть два хронических недостатка. Первый заключается в том, что между оригиналом и продолжением не так много существенных отличий, а второй — бесконечные спасения дурашливой принцессы Пич в исполнении усатого и одетого в привычный алый костюм Марио за 25 лет — кстати, поздравляем! — капельку поднадоели. Совсем чуть-чуть. Но, если вы вдруг пропустили Super Mario Sunshine, Super Paper Mario или первую часть Super Mario Galaxy, хотите приобрести Wii и не можете решить, какой проект приобрести в самую первую очередь, то не сомневайтесь — лучшего выбора, чем Super Mario Galaxy 2 просто не существует. @NoFate: Приключения Джона Марстона по пустынным декорациям увядающего Дикого Запада получились настолько увлекательными, что почти все поклонники Grand Theft Auto перестали ждать очередную часть любимого сериала, сменили урбанистические пейзажи Liberty City на бескрайние степи, да пересели с железных коней на самых настоящих, живых. На первый взгляд, в Red Dead Redemption бравые ребята из Rockstar выступают в жанре «GTA, только в других декорациях» и не предлагают игроку ничего нового. Но уже потом, за вялым вступлением, после многочасовых покерных баталий с местными шулерами и изнурительных баталий со злыми бандитами, понимаешь, что Red Dead Redemption — игра куда более цельная, самостоятельная и логичная, чем последние приключения Нико Белика и его друзей. Оправившись за полгода от всех технических проблем, Red Dead Redeption вместе с прекрасным аддоном Undead Nightmare представляется нам «лучшей GTA» из когда либо созданных и по праву входит в тройку самых интересных проектов 2010 года. @NoFate: История маленького мальчика со сверкающими глазками, который в темном-темном лесу ищет свою сестренку, настолько прекрасна, что мы, вместо коротенького текста хотели выложить пачку скриншотов — продемонстрировать насколько Limbo красива. Игра внешне выглядит так, словно склеена из карандашных эскизов. А внутри, под черно-белой оболочкой — чарующая атмосфера то ли сна, то ли того самого «лимба», на который разработчики намекают в названии. А еще в Limbo отсутствует музыкальное сопровождение — и это тоже прекрасно. Как и любой значимый инди-проект сегодня, Limbo не может похвастаться долгой историей — игра проходится за 3-4 часа, если не останавливаться и глазеть на красоты по сторонам, — но куда изобретательнее, чем любой из «больших проектов». Возможно, уже совсем скоро игры от независимых разработчиков станут куда популярнее мультиплеерных баталий в Black Ops или Bad Company 2. Если это все-таки произойдет, то вклад Limbo в этот успех будет самым существенным. @NoFate: Игра-событие. Игра мечты. Вторая игра на моей памяти — после оригинальной Metal Gear Solid, — в разговорах о которой не стыдно рассказывать о собственных эмоциях. Более противоречивого проекта, обруганного и восхваленного примерно в одинаковой степени, я, наверное, еще не встречал. Кое-кто из коллег так и не понял, с какой стороны подойти к игре, в которой, по сути, «нет геймплея», по каким критериям оценивать творение Таким для нас, дружной команды GAMER.ru, получился этот год. По ощущениям он вышел очень классным, куда интереснее довольно пресного 2009-ого. Впрочем, мы надеемся, что все еще впереди. 2011-й мы в редакции в шутку называем «годом третьих частей», ведь в следующем году выходят Uncharted 3, Mass Effect 3, Resistance 3 и, конечно — мы, по крайней мере, на это очень надеемся — третья глава Diablo. Одним словом, игр хватит на всех. Спасибо, что были с нами. С наступающим новым годом! ***
Скандал года
Человек года
Компания года
Платформа года
***
3 место — StarCraft II: Wings of Liberty [PC] (142 балла)
2 место — Fallout: New Vegas [PC, PS3, X360] (188 баллов)
1 место — Mass Effect 2 [PC, PS3, X360] (274 балла)
Разочарование года
***
3 место — Arcania: Gothic 4 [PC, PS3, X360]
2 место — Command & Conquer 4: Tiberian Twilight [PC]
1 место — APB: All Points Bulletin [PC]
А также:
Перед вами 10 игр, лучших игр по нашему скромному мнению, в 2010 году. Несмотря на то, что они расставлены по местам, каждая из них достойна победы, места на вершине. Увы, 1 место только одно, поэтому пришлось сделать этот непростой выбор. В любом случае, каждый из представленных здесь проектов по своему уникален, самобытен и рекомендуется нами к покупке, если вы, конечно, еще сомневались. Но перед тем, как начать отсчет, мы хотим рассказать об игре, даже о двух играх сразу, которые не попали в финальную десятку, но уж очень рьяно туда рвались. Итак, слово мэтру:
Виртуальное 11 место — Deathspank и Deathspank: Thongs of Virtue [PC, PS3, X360]
Лучшие игры 2010 года по версии GAMER.ru
***
10 место — StarCraft II: Wings of Liberty [PC]
9 место — Rock Band 3 [PS3, X360, Wii, DS]
8 место — Fallout: New Vegas [PC, PS3, X360]
7 место — Gran Turismo 5 [PS3]
6 место — Napoleon: Total War [PC]
интимных подробностей: видоизменение униформы, система снабжения, дезертирство... Безусловно, очередной стратегии The Creative Assembly есть куда расти (совершенство недостижимо – это вам объяснит любой философ), но, тем не менее, пропасть между ней и прочими играми, когда-либо пытавшимися воспроизвести Наполеоновские войны, настолько огромна, что даже и думать нечего о каких-либо альтернативах. В конце концов, личный Бонапартов монгольфьер, парящий над полем боя и тысячи солдат, бегущих в штыковую атаку под руководством Багратиона — это epic win. 5 место — Mass Effect 2 [PC, PS3, X360]
4 место — Super Mario Galaxy 2 [Wii]
3 место — Red Dead Redemption [PS3, X360]
2 место — Limbo [X360]
1 место — Heavy Rain [PS3]