Добрая внутри
Что касается прародителя жанра, то он целых восемь лет находился в состоянии комы — Impressions Games, создатели первых трех «Цезарей», благополучно закрылись в 2004 году. Падающее знамя подхватили Tilted Mill Entertainment (авторы недавней Immortal Cities: Children of the Nile), получившие от Sierra соответствующую лицензию. Что происходило дальше, догадаться несложно.
Caesar 4 идет по протоптанной Civilization 4 и Age of Empires 3 дорожке. То есть переходит, как и положено, в полное 3D. Издалека может показаться, что новый движок рисует довольно приятную картинку: динамическая смена дня и ночи, обширные природные ландшафты, bump-вода и прочие радости — в наличии. Восхищение, однако, пропадает при попытке рассмотреть всю эту красоту поближе: при должном увеличении обнаруживаются угловатые домики и примитивные спецэффекты. Местами картинке недостает детализации и какой-то сочности, что ли. Каким бы вы не планировали ваш город, заботливо расставляя зеленые насаждения, он все равно выйдет будничным спальным кварталом. В данной ситуации радует лишь одно: «Цезаря» мы полюбили отнюдь не за графику.
Что нам стоит город построить?
В любой уважающей себя градостроительной стратегии религия играет одну из главных ролей. Caesar 4 не исключение.
Несмотря на то что между Caesar 4 и Caesar 3 огромная пропасть в восемь лет, оба они как братья-близнецы (за вычетом трехмерного движка, конечно). Все остальное — иконки, надписи, экономическая модель и прочее — изменилось лишь деталями. Нам все так же предлагается стать римским губернатором, которого великий Цезарь засылает подальше от Рима — поднимать сгнившие деревни, превращая их в процветающие города. Восхождение по карьерной лестнице открывает доступ к более престижным поселениям, таким как Карфаген и Александрия. В сторону, однако, заметим, что в начале миссии любой населенный пункт являет собой луг да поле. Помимо основных заданий (увеличение численности населения, повышение рейтинга деревни), выдаются также побочные вроде «обеспечить торговыми связями Верону» или «сделать Сардинию главной криницей рыбной продукции для всей Римской империи». Иными словами, Caesar 4 не заставляет вас повторять одно и то же, регулярно варьируя цели.
Сам игровой процесс выполнен точно по ГОСТу. Для начала строим домики для привлечения в город основной рабочей силы — плебеев. Для того чтобы население мигрировало в вашу сторону, его требуется всячески завлекать – комфортным местом проживания, развитой городской инфраструктурой и тому подобными прелестями античной жизни. Плебеям достаточно лишь домов, колодцев и простеньких вещевых рынков, средний класс требует уже бань, кабаков и мощеных улиц, ну а патриции так и вовсе отказываются ехать в город без собственного театра или колизея.
Жители города отчаянно требуют хлеба и зрелищ. Иначе — забастовки и пожарища.
По геймплею все достаточно привычно: строим жизненно важные строения (клиника, префектура, пожарная «станция»), разбиваем пшеничные и овощные поля, добываем глину и древесину, отправляем сырье на фермы, а полученный в ответ товар — на рынок. Если одна микроскопическая деталь огромного механизма под названием «город» откажет, за ней начнут ломаться другие, что впоследствии приведет к голоду, смертям, забастовкам и восстаниям. В этом и состоит безусловное преимущество Caesar 4 перед другими градостроительными стратегиями — здесь деталям уделяют самое пристальное внимание.
Экономический баланс нарушить еще легче, чем обеспечить население едой и жильем. Скажем, если в одной части города есть театр с актерской гильдией, а в другой его нет — значит, жители, обделенные зрелищем, начнут негодовать, а их производительность труда упадет вдвое. Дальнейший сценарий развивается по понятной схеме: забастовки, мятежи, пожарища и надписи «губернатор — чмо!» на городских стенах.
Помимо решения финансовых проблем, Caesar 4 также предлагает немного повоевать с варварами. Удивительное дело, но самому давать отпор захватчикам нельзя — можно только обороняться. Процесс этот реализован без откровений: собираем маленький отряд бестолковых солдат и ждем, когда такая же мизерная горстка варваров приблизится к вашему городу. А потом начинается сражение, которое внешне, право, скорее напоминает деревенское противостояние «стенка на стенку» между колхозами А и B.